Терещенкова Мария Юрьевна
Учитель начальных классов

Сайт: https://tereshmaria.oshkole.ru

Публикация

СЛОВАРЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Раздел: Среднее профессиональное образование, опубликовано: 30 мая 2025

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово - половина счастья». Чем образнее речь, тем она ярче, живее, интереснее она, и тем сильнее воздействует на того, к кому обращена. 

 Сделать речь яркой и экспрессивной нам помогают фразеологизмы. В этих устойчивых сочетаниях, как в зеркале, отражается самобытный  взгляд русского народа на мир и оценка действительности, которые передаются из поколения в поколение. Таким образом, фразеология как раздел школьного курса русского языка содержит в себе огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

  Яркой особенностью фразеологизмов, в отличие от свободных словосочетаний, является то, что смысл фразеологического сочетания не складывается из значений компонентов фразеологизма (часто можно заменить одним словом),  они воспроизводимы (мы их храним в памяти, а не создаем каждый раз заново), и обладают устойчивостью состава (нельзя менять порядок слов, форму слов, вставлять во фразеологизм другие слова).


 С перечисленными особенностями фразеологизмов связаны типичные ошибки в их  употреблении:


1. Буквальное понимание фразеологического оборота или приблизительное знание его значения приводит к употреблению фразеологизма в несвойственном ему контексте:

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

Яшка сломя голову остановился.

 

2. Неправильное воспроизведение фразеологизма (замена слов/формы слова в его составе).

Делать из комара слона.

Ребята заморили червячков и развеселились.

 

3. Cтилистическая неуместность использования фразеологического оборота

Командир приказал сматывать удочки (вместо Командир приказал уходить).

 

 Следовательно,  продумывая работу над анализом фразеологических единиц, учитель должен:

1. Спланировать работу над определением значения фразеологизмов, так как большая часть учащихся и вовсе не знает значений устойчивых сочетаний.

2. Продумать задания, направленные на запоминание состава фразеологизма

3. Подобрать задания на введение фразеологизма в контекст, составление диалога и текста с устойчивыми сочетаниями. 


Цель словарика: расширение профессионального кругозора будущего преподавателя.

 

Задачи:  1. Увеличить словарный запас будущего учителя начальной школы.

2. Представить упражнения, которые помогут студентам закрепить свои знания по фразеологии и помогут выстроить систему работы по фразеологии в школе.  

 

В словарике собрано 114 фразеологизмов, которые разделены на 3 группы: фразеологизмы, изучаемые в соответствии с программой 

учебно-методического комплекса «Школа России» (44) ; античные фразеологизмы (33) и библейские фразеологизмы (37).

К каждому фразеологизму подобрано верное ЛЗ, пример употребления. Если предложение с  устойчивым выражением взято из литературы, в скобках обязательно указывается автор и название произведения.

Словарные статьи содержат в себе:

1. Фразеологизм, в словах указано ударение (этого в учебнике начальной школы нет, но нам показалось важным, т.к. нередко ошибки связаны с орфоэпией)

Например, как правильно произнести:

Медведь на ухо наступил? Авгиевы конюшни? Возвратиться на круги своя?

2. Значение

3. Пример употребления.

Во второй части словаря представлены упражнения по теме "Фразеология", а также ответы к ним.

Ссылка на мою авторскую работу - первое дидактическое пособие: Словарик_фразеологизмов

© Терещенкова Мария Юрьевна, 2025


Контакты

WhatsApp, Telegram
+7 (927) 510-16-34