Раздел: Среднее профессиональное образование, опубликовано: 30 мая 2025
С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово - половина счастья». Чем образнее речь, тем она ярче, живее, интереснее она, и тем сильнее воздействует на того, к кому обращена.
Сделать речь яркой и экспрессивной нам помогают фразеологизмы. В этих устойчивых сочетаниях, как в зеркале, отражается самобытный взгляд русского народа на мир и оценка действительности, которые передаются из поколения в поколение. Таким образом, фразеология как раздел школьного курса русского языка содержит в себе огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Яркой особенностью фразеологизмов, в отличие от свободных словосочетаний, является то, что смысл фразеологического сочетания не складывается из значений компонентов фразеологизма (часто можно заменить одним словом), они воспроизводимы (мы их храним в памяти, а не создаем каждый раз заново), и обладают устойчивостью состава (нельзя менять порядок слов, форму слов, вставлять во фразеологизм другие слова).
С перечисленными особенностями фразеологизмов связаны типичные ошибки в их употреблении:
1. Буквальное понимание фразеологического оборота или приблизительное знание его значения приводит к употреблению фразеологизма в несвойственном ему контексте:
Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Яшка сломя голову остановился.
2. Неправильное воспроизведение фразеологизма (замена слов/формы слова в его составе).
Делать из комара слона.
Ребята заморили червячков и развеселились.
3. Cтилистическая неуместность использования фразеологического оборота
Командир приказал сматывать удочки (вместо Командир приказал уходить).
Следовательно, продумывая работу над анализом фразеологических единиц, учитель должен:
1. Спланировать работу над определением значения фразеологизмов, так как большая часть учащихся и вовсе не знает значений устойчивых сочетаний.
2. Продумать задания, направленные на запоминание состава фразеологизма
3. Подобрать задания на введение фразеологизма в контекст, составление диалога и текста с устойчивыми сочетаниями.
Цель словарика: расширение профессионального кругозора будущего преподавателя.
Задачи: 1. Увеличить словарный запас будущего учителя начальной школы.
2. Представить упражнения, которые помогут студентам закрепить свои знания по фразеологии и помогут выстроить систему работы по фразеологии в школе.
В словарике собрано 114 фразеологизмов, которые разделены на 3 группы: фразеологизмы, изучаемые в соответствии с программой
учебно-методического комплекса «Школа России» (44) ; античные фразеологизмы (33) и библейские фразеологизмы (37).
К каждому фразеологизму подобрано верное ЛЗ, пример употребления. Если предложение с устойчивым выражением взято из литературы, в скобках обязательно указывается автор и название произведения.
Словарные статьи содержат в себе:
1. Фразеологизм, в словах указано ударение (этого в учебнике начальной школы нет, но нам показалось важным, т.к. нередко ошибки связаны с орфоэпией)
Например, как правильно произнести:
Медведь на ухо наступил? Авгиевы конюшни? Возвратиться на круги своя?
2. Значение
3. Пример употребления.
Во второй части словаря представлены упражнения по теме "Фразеология", а также ответы к ним.
Ссылка на мою авторскую работу - первое дидактическое пособие: Словарик_фразеологизмов
© Терещенкова Мария Юрьевна, 2025