Раздел: Дошкольное образование, опубликовано: 30 января 2025
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду.
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения.
Для формирования эколого-развивающей среды в детском саду применяются следующие центры:
Уголок природы.
Экологическая комната
Лаборатория.
Зона библиотеки.
Мини музей
Театральная студия
Экологическая тропа.
Рассмотрим подробнее центры экологического развития.
1. Уголок природы. Является обязательным элементом в каждой возрастной группе.
Уголок природы в дошколных группах - это непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками
Комнатные растения постоянные обитатели. Временные обитатели уголка – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Осенью- это осенние букеты и цветы из цветника, поделки из природного материала. Зимой- это посадки зеленого лука и веточки деревьев. Дети наблюдают за ними и отмечают изменения в листах наблюдений.Мини-сад в горшке. Весной – это ящики с рассадой для огорода, букеты весенних первоцветов.
А также – это календарь природы, таблички с названием комнатных растений, дневник наблюдений за погодой, график дежурства по уголку природы, паспорт комнатных растений, круговорот воды в природе и т. д.
Уголок природы так же может включать в себя и другие элементы, материалы и пособия, например:
- коллекциями семян, насекомых, камней, ракушек;
- макетами природных и климатических зон («Пустыня», «Обитатели морских глубин», «Север», «Лес»);
- аудиозаписи со звуками природы.
2. Экологическая комната.
Экологическая комната (экологический класс, комната природы, комната друзей природы, экологическая гостиная) - относительно новый элемент развивающей предметной среды. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день.
Конечно, не все дошкольные учреждения могут выделить большие помещения для экологической комнаты, однако при желании всегда можно найти выход из положения, преобразив некоторые подсобные помещения.
3.Лаборатория
Мини-лаборатория создаётся для детского экспериментирования. Здесь, под руководством воспитателя, можно проводить опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомиться со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям с раннего возраста самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы, закладывая предпосылки к исследовательской деятельности для дальнейшего обучения.
В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные материалы, материалы разного размера и формы. Нужны лупы, пластмассовые прозрачные банки, микроскопы, барометры, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. В лаборатории необходимо хранить массовый материал для организации занятий: песок, глину, семена, камни.
5. Библиотека:
Экологическая библиотека представляет собой собрание разнообразных красочных книг о природе, альбомов с фотографиями и иллюстрациями, энциклопедий для детей, периодических изданий,; аудиозаписи с записями голосов животных, звуков природы, видеофильмы о природе, карт, глобуса, сказочных персонажей, кукол. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.
6. Музей природы родного края
Позволит познакомить дошкольников с природными особенностями родного края, с использованием ресурсов и отношением людей и природы, с экологическими проблемами на примере своего региона.
Содержательное наполнение музея природы:
Театральная студия
Экологические театральные постановки способствуют сплочению детей, а также эстетическому воспитанию гармонически развитой личности, понимающей и принимающей закономерности природы. Дошкольники проявляют чудеса творческой мысли при изготовлении персонажей знакомых сказок, произведений, используя природный материал, бросовый материал и т.д. Задача сказочных героев вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, материалам, помочь формированию реалистических представлений о них.
7. Экологическая тропа - интересная форма организации общения детей с миром природы. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.
Обязательно должна быть карта маршрута и хозяин этой тропы
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников.
Таким образом, создавая лаборатории, экологические центры необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует.
Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Благодаря ей у детей формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.
© Опритова Алина Владимировна, 2025