Раздел: Основное и среднее общее образование, опубликовано: 03 февраля 2024
Одной из актуальных тенденций современного развития образования является противоречие между фактическим, «знаниевым» характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, невозможностью учащихся усваивать этот материал. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук - не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.
Особую актуальность проблема активизации познавательной деятельности приобрела в условиях реализации ФГОС нового поколения. Перед учителями ставится задача подготовить человека способного активно познавать природу и общество, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии.
А, как известно, эффективное обучение может происходить только тогда, когда у обучающихся сформирована высокая мотивация к обучению. И одним их способов формирования мотивации к обучению является работа социального проекта в стенах образовательного учреждения. Такой подход является естественным для любого возраста.
Мы живем в мире, в котором существует острые социальные проблемы. Во-первых, в современном мире, во времена компьютеризации, дети разучились общаться друг с другом, зачастую утратили такие человеческие качества как уважение, сострадание, отзывчивость. И только усилиями родителей, учителей можно воспитать у ребенка эти качества. Во-вторых - дети, оставшиеся без попечения родителей, детская заболеваемость, инвалидность, одинокие и нуждающиеся в помощи ветераны ВОВ и труда. Многие не задумываются, насколько таким слоям населения нужна помощь. И проблем действительно много, поэтому созданный 8 лет тому назад социальный проект «От малого к великому» способствует формированию у детей и подростков милосердия, сострадания, ответственности, приобретения практического опыта в социально - значимой деятельности.
Конечно, в прошлом первые робкие шаги позволили учащимся освоить навыки социального проектирования, что стало основой духовно-нравственного развития детей.
Новизна данного проекта заключается в том, что он предусматривает подготовку добровольцев, начиная с планирования и организации благотворительных мероприятий до их завершения и анализа. Это способствует более осознанному включению участников 5-10 классов в добровольческую деятельность. Меняется состав инициативной группы проекта, на смену выпускникам приходят новые участники, но традиционные мероприятия, как по плану, так и без, эффективны на практике для привлечения учащихся в благотворительную деятельность.
Цель проекта:
- Организация благотворительности в образовательном учреждении, как способ формирования культуры социальной помощи подрастающего поколения и решение социальных проблем в современном обществе на примере реализации проекта «От малого к великому»
4. Задачи
- Воспитывать гражданско - патриотические чувства детей и подростков;
- Развивать и поддерживать социальные инициативы, направленные на приобретение практического опыта посредством участия в планировании и проведении социально значимых акций;
- Формировать нравственные ценности:
гуманнность, милосердие, человеколюбие, сострадание, отзывчивость.
Слаженная работа коллектива обучающихся уже на практике доказала, что в процессе работы с поистине волшебным материалом-полимерной глиной наблюдается развитие личности ребёнка, вследствие этого раскрывается потенциал каждого ребенка. А создание благоприятных условий для реализации природных способностей ребёнка особенно ярко выражено даже у детей с ОВЗ, которые стараются работать наравне с коллективом. При этом даже занимают призовые места со своими работами на мероприятиях различного уровня.
В прошедший учебный год проведенные мероприятия показали, что видна готовность детей к овладению современными средствами информации и способность их применять для самостоятельного получения знаний- это самостоятельное освоение новых технологий при работе с расходным материалом, подбор и изготовление коллекций бижутерии, сувенирной продукции.
По традиции в начале года самыми первыми сувенирами у нас являются подарки на день учителя, которые вручаются в торжественной обстановке всем работникам школы.
На протяжении многих лет ответственно подходят участники проекта к проведению мастер классов-это тоже стало традицией. Мастер-класс «Великие открытия М.В. Ломоносова глазами детей: калейдоскоп современной мозаики в плане работы социального проекта «От малого к великому»» проведен был 25 апреля 2022 года для учащихся 7-х классов. На каждом этапе работы отмечено формирование у обучающихся художественной культуры, творческой активности, приобщение их к созданию оригинальных и красивых изделий. Мастер класс проводили Сапсай Влад, Сополев Александр-5В класс, Балакин Никита, Сизов Дмитрий-8Б класс.
Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. А ведь школьный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Сегодня патриотизм - важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее охранения и возрождения. И сегодняшние дети обязательно должны знать о героическом прошлом Родины, отдать дань памяти героям. Ведь от того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра. Получим ли мы здоровое, целостное общество с богатой историей и опытом прошлого, или попадем в реальность, где нет ни уважения, ни благодарности, ни осознания – а значит, нет будущего.
В ознаменование 77 годовщины Великой Победы одним из проведенных мероприятий было изготовление 50-ти брошей – георгиевская лента из полимерной глины. Вручены были всем работникам и гостям нашей школы на торжественном мероприятии. Этому предшествовал марафон творческих работ « Zа победой!»
Немаловажную роль в работе соцпроекта играет профориентационная работа, развитие художественного вкуса при работе над эскизами коллекций, эстетическое направление. И, безусловно - предпринимательские способности. Тем более что весь расходный материал, материалы и инструменты приобретаем сами, заработав на проводимых выставках-ярмарках. Так, проведенная Выставка изделий декоративно-прикладного искусства «Творческая мозаика» , которая работала в фойе МБОУ ТСОШ№3 три дня, где был представлен широкий ассортимент изделий из полимерной глины позволила на заработанные деньги приобрести 3.5 кг полимерной глины. Это не просто 48 брикетов каждый весом в 56граммов, это 3.5 кг счастья!!!
Социальное проектирование можно рассматривать как методический прием организации образовательного процесса. А цель образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Тем более, что во время работы у ученика формируются метапредметные УУД. А именно регулятивные – планирование, контроль, саморегуляция; познавательные – поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Наш проект живет, развивается, и мы уверены, что будет жить долгие годы. И ведь мы убеждены, что если человек начал делать добрые дела, то они обязательно станут его естественной потребностью.
© Степанова Лариса Иосифовна, 2024