Калинин Александр Сергеевич
Председатель ФУМО УГПС "Образование и педагогические науки", директор ГАПОУ ВСПК, доцент кафедры педагогики ВГСПУ

Сайт: https://kalininas.ru

Публикация

Вдохновить студента стать профессионалом

Раздел: Среднее профессиональное образование, опубликовано: 03 февраля 2024

К проблеме научного исследования механизмов совершенствования практической подготовки

Профессиональное образование всегда включало в себя практику как важнейшее направление. В доиндустриальную эпоху чаще всего профессиональное обучение ограничивалось исключительно демонстрацией и повторением за мастером, то есть только практикой и являлось.

С времен, когда был создан первый учебный план программы подготовки профессионала, и до сегодня, пожалуй, нет ни одного, который не включал бы в себя практику.

В современной России без организации и проведения практики (практической подготовки) нельзя получить профессию, квалификацию. Это обязательство образовательной организации закреплено законодательно.

Общее согласие с актуальностью практики (практической подготовки) в образовательном процессе создает иллюзию того, что в этом сегменте искать решения актуальных задач современного образования, бессмысленно («А какие проблемы с практикой? У нас с практикой на базе работодателя вопрос решен!» - слышим мы практически всегда от руководителей организаций среднего и высшего образования. - «Хотелось бы, конечно, чтобы помогали побольше, но в целом, хорошо!).

Подобная интенция не только создает «дымовую завесу» благополучия в педагогической действительности, но и, во многом, перекрывает доступ к раскрытию механизмов функционирования двух процессов, которые определяют саму сущность профессионального образования.

Речь идет о процессе управления качеством образования и процессе профессиогенеза будущего специалиста. Интуитивно всякому, имеющему отношение к профессиональному образованию, понятно, что после практики неравнодушный студент может либо забрать документы из СУЗа, ВУЗа, либо навсегда «влюбиться» в профессию. А знаем ли мы почему происходит это «либо-либо», помимо стандартного ответа «мало платят»? Проблема в том, что универсальных инструментов и технологий управления личным выбором в современной практике профессионального образования нет. Существуют ли они? возможно ли, чтобы мы точно знали, что после погружения в отраслевую действительность, все студенты «вынырнут» с желанием погружаться вновь и вновь? Если у кого-то есть такие технологии, то не предлагают ли нам в очередной раз «змеиное масло» чудодейственных заграничных практик?

Процесс управления качеством образования и процесс профессиогенеза будущего специалиста, с точки зрения научного анализа, разноуровневые и неоднородные. Вопросы качества изучают, как правило, управленцы, вопросы профессиогенеза специалисты в сфере профориентации, психологи. Вместе с тем, принятие решения о будущей профессии проходит именно в процессе освоения образовательной программы, которая реализуется в ей присущем качестве. Более того, это решение студента  и является одним из результатов, который может поставить под сомнение само существование образования («учился на учителя, работать пойду менеджером»).

Относительно педагогического образования и подготовки будущих учителей речь идет буквально о следующем.

Как управлять связями между учебным курсом, который изучает студент, его представленностью в реальности современной школы и возможностью участвовать в изменении этой реальности будущему учителю? Другими словами, студент часто не понимает зачем он изучает конкретно этот предмет, как он ему пригодится в его будущей работе, что он сможет изменить, применяя знания, которые ему дает здесь и сейчас этот преподаватель. В самом негативном сценарии происходит разочарование и прерывание обучения. В не менее негативном варианте, обесценивание научного знания, формирование профессиональной апатии и безответственного отношения к делу.

История успехов профессионального образования не может похвастаться технологией практической подготовки со стабильно высоким результатом. Мы не знаем, как учить студентов, чтобы они обязательно захотели работать по будущей специальности и не просто захотели, но и состоялись бы в своей отрасли в качестве успешных профессионалов.

Традиционный подход сначала разделения образовательного процесса на теоретическую и практическую подготовку, а потом поиска связи между теорией и практикой показал во второй половине 20 века свою низкую эффективность. Процессы, возникающие на стыке теории и практики, на стыке отношений между образовательной организацией и работодателем, и, наконец, между студентом и успешно работающим профессионалом, составляют проблемное поле, в котором неизбежно очерчивается «зона ближайшего развития» профессионального и, в том числе, педагогического образования. Сбой в отношениях между «миром профессии» и «миром образования» стал притчей во языцех. Это очевидно и государству, и работодателям, и образовательным организациям. Чтобы эта проблема не перешла в разряд «вечных», нужны новые подходы к ее решению.

Полагаем, что практическая подготовка должна рассматриваться исключительно в контексте личного профессиогенеза. Мы должны увидеть «человеческое лицо» за всем многообразием уже имеющихся концепций и технологий профессионального образования. Детальное изучение механизмов возникновения и развития отношений между формирующейся профессиональной личностью и отраслью в процессе освоения конкретной профессиональной образовательной программы вооружит нас знаниями, которые откроют путь к образованию нового поколения – образованию как источнику вдохновения профессионала.

© Калинин Александр Сергеевич, 2024


Контакты

WhatsApp, Telegram
+7 (927) 510-16-34